Петшиковский Збигнев - Иллюзия



ЗБИГНЕВ ПЕТШИКОВСКИЙ
ИЛЛЮЗИЯ
Пер. с польского К. Душенко
Еще не успев открыть дверь, он услышал, как в квартире
зазвонил телефон. Он повернул ключ, не зажигая света в при-
хожей, снял шапку и бросил ее на узкую полку над старомодным
шкафчиком, забитым домашним хламом.
- Петр, это ты? - услышал он в трубке знакомый голос.
- Я. Вот только вернулся.
- Послушай, - голос в трубке зазвучал тише. - Если мо-
жешь, загляни ко мне. Нужно поговорить с глазу на глаз.
Петр взглянул на бледную полосу света, пробивавшегося че-
рез приоткрытую дверь, потом на свои мокрые ботинки и спро-
сил:
- Ты в институте, что ли?
- Ну да. Я бы тебе кое-что показал. Для меня это очень
важно.
- Ладно. Если автобуса ждать не придется, буду через пол-
часа. Пока!
Над домом плыли серые облака, но дождь уже кончился. Ве-
тер рябил воду в выемках на асфальте. Петр окинул взглядом
тоскливую улицу, поднял воротник и бегом спустился в пеше-
ходный тоннель. На остановке он бросил монету в билетный ав-
томат. Автобус появился внезапно - словно из-под земли. Петр
вошел и сел у окна. От монотонного гудения мотора и тепла
обогревателей клонило в сон. Петр посмотрел на медленно пол-
зущую секундную стрелку, на исчезающие вдали дома, на сло-
женные на коленях руки и закрыл глаза. Когда он стряхнул с
себя дрему, сумерки за окном уже сгустились, очертания зда-
ний утратили четкость. Автобус свернул в широкую аллею, Петр
встал и направился к выходу. Дохнуло холодным воздухом. За
массивными воротами высилось здание института. Он нажал
кнопку звонка. Из полутемной будки выглянул вахтер, не спеша
подошел к калитке и отодвинул засов.
- У вас ведь назначено? - сонно спросил он и, не дожида-
ясь ответа, поплелся к зданию. Петр направился за ним.
- Ну вот и ты наконец, - обрадовался, увидев его, Кшиш-
тоф.
Вдоль стены просторного помещения тянулись металлические
стеллажи с электронной аппаратурой. Петр подошел к большому
пульту управления.
- Так вот где ты работаешь.
- Ну да. Вот это - экраны мониторов. Я включу их, и ты
увидишь, какие картины создают компьютеры.
На экранах появились объемные изображения.
- Это видение компьютера, - объяснил Кшиштоф. - Числа,
ставшие образами, - он щелкнул переключателем. - Взгляни на
этот экран. Ты увидишь нашу лабораторию и еще кое-что -
именно то, что я и хотел тебе показать.
Петр увидел какую-то фигуру и скоро понял, что это не че-
ловек, а робот, обычный андроид, соединенный пучком цветных
проводов с каким-то устройством.
- Это ведь робот? - спросил он на всякий случай.
- Да. Присмотрись-ка к нему повнимательней. Он существует
в выдуманной нами действительности.
Робот медленно поднимал руки, опирался ладонями на вооб-
ражаемые предметы, а затем пытался их обойти, что ему, одна-
ко, не удавалось.
- Мучается, бедолага, страшное дело, - заметил Кшиштоф.
Петр внимательно следил за движениями робота.
- А сам он знает о своем существовании?
- И да, и нет.
- Не понимаю.
- Я тоже еще не все понимаю. Но если ты мне поможешь, мы
наверняка поймем, что к чему.
Петр смотрел на экран: андроид напоминал ему человека,
попавшего в лабиринт.
- Значит, тебе нужна моя помощь - сказал он. - Хорошо, до
в чем она заключается?
- Чем меньше ты будешь знать, тем лучше.
Кшиштоф нажал кнопку, и на экране монитора появился узкий
диванчик с необычной аппаратурой вокруг.
- В этой лаборатории, - объяснил Кшиштоф, - регистрируют-
ся функциональные колебания мозга. Только несколько дней на-
зад мне удалось ввести